Заявка на расчет

Особенности вентиляции в концертных залах

Особенности вентиляции в концертных залах

Концертные залы, дворцы спорта, культуры и отдыха имеют большой объем, поэтому довольно сложно обеспечивать стабильный микроклимат в таких помещениях. Кроме того, в эти места приходит отдохнуть большое количество людей, каждому из посетителей нужно обеспечить комфортные условия. Учитывая эти особенности, предъявляются повышенные требования к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. Обычно при проектировании отдают предпочтение системам вентиляции вытесняющего типа. Это обусловлено санитарными нормами, в них регламентируется объем свежего воздуха на человека, который должен поступать в помещение в течение часа. Естественная вентиляция не способна обеспечить эти потребности, поэтому используют приточные системы, работающие принудительно.

Основные особенности вентиляции в концертных залах

При проектировании вентиляции необходимо учитывать, что зрители в зале сидят. Именно на высоте их головы должен быть максимальный приток свежего воздуха. Эта зона находится в пределах 1,1 метра от пола. Важную роль при расчете мощности системы играет специфика заведения. Если речь идет о театре или концертном зале, зрители сидят спокойно, поэтому выделяют меньше тепла и имеют меньшую потребность в кислороде. Во дворцах спорта, а также на концентрах музыкальных групп посетители могут вести себя очень активно, поэтому могут выделять в окружающую среду в 3-4 раза больше тепла и иметь повышенную потребность в кислороде. В таких залах объем поступающего свежего воздуха на человека должен быть в 12-13 раз больше. Следовательно, если заведение изначально не приспособлено для проведения динамичных мероприятий, то зрители будут страдать от духоты и чувствовать себя некомфортно.

Также для вентиляции в концертных залах важны такие параметры, как скорость движения воздуха и вертикальные колебания температуры. Оптимальная скорость воздушного потока не должна превышать 0,25 м/с, а температура на расстоянии 10 см от пола должна равняться 19 градусам. Кроме этих параметров проверяется уровень шума от вентиляционных установок. Он не должен превышать санитарно-гигиенические нормы и мешать зрителям.

Пример системы вентиляции в концертном зале

В качестве примера рассмотрим, как функционирует система вентиляции в зале, рассчитанном на 500 человек, какими параметрами обладает, каковы ее технические особенности. Учитывая архитектурные особенности помещения, для подачи воздуха используются системы лестничного типа. Их элементы монтируются в ступеньки. Это позволяет равномерно распределять воздушные потоки и добиться стабильного микроклимата в каждом уголке помещения.

Для обеспечения интенсивной циркуляции воздуха используются устройства веерного типа. Они способны направлять потоки в разные стороны и обеспечивать интенсивную вентиляцию, перемешивая воздушные слои. Единственный их недостаток — довольно высокий уровень шума. Перфорированные устройства для подачи воздуха работают менее шумно, но они менее эффективны для отведения избыточного тепла.

Шум от приточных и вытяжных установок — важный параметр для концертного зала. В таких помещениях большое внимание уделяется акустике, поэтому сторонние звуки недопустимы. Учитывая большое количество воздухораспределяющих устройств в зале, уровень шума может быть довольно существенным. Этот показатель анализируется и оптимизируется путем регуляции воздушного потока. В противном случае люди не смогут полноценно слушать музыку или смотреть спектакль.

Групповой уровень шума рассчитывается их шумовых показателей всех источников, присутствующих в зале. Но теоретические вычисления могут не совпадать с реальными показателями, поскольку на уровень шума оказывают влияние такие параметры, как форма и площадь посещения, расположение мебели, шумопоглощающие свойства материалов стен.

Вот формула расчета группового уровня шума dL(s):

dL(s) = 10log10 (N)

В приведенной формуле N — это показатель для шумовых источников, принадлежащих к одному типу. Поскольку системы подачи воздуха в зале располагаются в непосредственной близости к зрителям, воздействие этих шумовых источников нельзя не учитывать.

Уровень шума рассчитывает инженер по акустике. Это сложная, многогранная задача, требующая анализа многих параметров и учета коэффициентов. Для конкретного помещения нужно рассчитать уровень реверберации, который зависит от расположения источников шума, площади помещения, материалов отделки, расстояния до слухового анализатора сидящих людей. Следовательно, необходимы данные, какой уровень шума будет воздействовать на зрителя, сидящего на своем месте.

В театрах, дворцах спорта обычно гулкие залы, это обусловлено определенными акустическими требованиями к таким помещениям. Коэффициент шумопоглощения в них, как правило, не более 0,05-0,1. Для сравнения, в телевизионной студии и некоторых концертных залах этот показатель может составлять 0,25-0,4, а для жилых помещений значение равно 0,15. Зная этот коэффициент и общий объем помещения, можно узнать, какое количество шума (Дб) сможет поглощать конкретное помещение.

При расчете вентиляции в зале нужно сопоставить объем притока свежего воздуха на человека с шумовым эффектом установки. Если при оптимальном объеме свежего воздуха на человека шумовой эффект не выходит за пределы нормы, система вентиляции рассчитана правильно. При высоких показателях шума необходимо оптимизировать систему. Но не следует забывать, что уменьшать кратность воздухообмена и жертвовать комфортом людей нельзя, нужно искать другие инженерные решения, обладающие меньшим шумовым эффектом.

После теоретических расчетов приступают к выбору конкретных систем подачи воздуха, которые при установке в зал в нужном количестве создадут суммарный уровень шума, не превышающий допустимые пределы. Выбирают системы подачи воздуха, способные обеспечить необходимый объем на человека, но при этом не создадут серьезную шумовую помеху.

Веерные и перфорированные воздухораспределяющие устройства: сравнительные характеристики

Веерные установки обладают большей эффективностью, позволяют активно перемешивать воздух в помещении. Эта характеристика дает возможность их использовать при необходимости быстрого охлаждения больших площадей. Они удобны в эксплуатации, но большая проблема, связанная с использованием этих устройств — довольно высокий уровень шума. Еще один нюанс, из-за интенсивных разнонаправленных воздушных потоков веерные установки могут создавать дискомфорт для людей, присутствующих в помещении. Чтобы получить максимальный эффект от работы веерной установки, нужно уменьшить длину и увеличить сечение воздуховода.

Перфорированные установки более тихие, они не способствуют турбулизации воздуха, поэтому их работа практически незаметна для зрителей в зале.

Оба типа установок могут обеспечить подачу воздуха, регламентированную санитарными нормами — 30 м3 на человека. Выбор вида системы распределения воздуха зависит от особенностей помещения и конкретных задач. Для залов с высоким уровнем выделения тепла и умеренными требованиями к уровню комфорта посетителей подходят именно веерные установки. Они способны охладить воздух и поддерживать стабильные параметры микроклимата.

Если в зале показатели тепловыделения средние либо минимальные, а требования к комфорту зрителей высоки, для таких помещений выбирают перфорированные системы подачи воздуха. В таком случае они справятся со своей задачей и не будут мешать посетителям.

Итог

Создание систем вентиляции в концертных залах — это непростая задача. В процессе расчетов практически невозможно учесть все факторы, которые будут влиять на скорость и распространения воздушных потоков и уровень шума, воздействующий на каждого зрителя. Расчеты акустических и вентиляционных характеристик носят ориентировочный характер, поэтому всегда проводятся испытания уже установленной системы, замеры уровня шума и соответствующая корректировка.

Если взять два зала одной и той же площади, акустические показатели для них могут сильно различаться. Это обусловлено использованием разных отделочных материалов, отличающихся способностью шумопоглощения, различным расположением мебели и другими не менее важными нюансами.

При определении уровня шума нужно учитывать не только общий показатель, но и проводить спектральный анализ. Только такой комплексный подход позволит создать идеальную систему вентиляции для концертного зала. Согласитесь, сложно получать удовольствие от происходящего на сцене, если в зале жарко или душно, но не менее сложно воспринимать спектакль или слушать музыку, если звуки заглушает работающая вентиляционная установка. Именно поэтому нужно грамотное проектирование, правильный выбор, настройка и размещение оборудования. Только при таком серьезном подходе вентиляционная система будет соответствовать всем требованиям.

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ ПРЯМО СЕЙЧАС

Отправьте нам ваши контактные данные и наш
специалист свяжется с вами в самое ближайшее время